Знал ли Фрейд, когда говорил о фаллическом комплексе, что женщины ради стремления к стройности и компетентности, окажутся в ловушке вертикалей? Это когда в офисе носят сорочку с линией пуговиц и юбку-карандаш, а в выходные дни — футболку и прямые джинсы. Ситуации разные, но везде сам силуэт определяет настрой на рост, развитие и карьерный лифт до небес. Иногда это очень ценно, но когда приходит время осознать кто ты, признать чего достигла, проставить новые волнующие цели, то следует менять не вещи, а способ их сборки в образ.
Что если заменить на композицию Шатёр? Вот её психологические эффекты:
- Защищённость. Купол накрывает – создаёт ощущение убежища, «кокон безопасности»;
- Собранность. Визуальные линии сходятся в центре: взгляд концентрируется, повышается сцепка всей группы;
- Праздничность. Исторически шатры возводили на ярмарках, коронациях, свадьбах и мозг хранит ассоциативную связку «купол → событие → радость»;
- Динамическая статика. Основание прочно, а вершина как бы тянется в небо так ощущается баланс между стабильностью и устремлением.
Вы наверняка слышали про жестокий эксперимент, который проводили в 70е годы прошлого века с котятами и полосками? Британские физиологи Блейкмор и Купер разделили подопытных на 2 группы, одних поместили в цилиндры с вертикальными полосками, а других — с горизонтальными. Когда малыши подросли до 1,5 месяцев, их отпустили в обычное помещение. И оказалось, что «вертикальные котята» спокойно ориентировались среди столбов, ножек стула, но спотыкались о лежащие горизонтальные планки или края стола, будто не видели их. В то время как «горизонтальные» — легко шли по полкам, а при попытке пересечь вертикальную решётку натыкались или падали. При этом глаза у всех были в норме. Через 2-3 месяца нахождения в обычной среде, большинство котят осваивалось в разных типах геометрии, но некоторые навсегда остались неловкими в «чужом» пространстве.
Идея, что нейрон может видеть лишь то, что видел раньше, лежит в теории композиций: если гардероб и интерьер вертикальны, мы хуже распознаем другие жизненные возможности и тогда смена привычной геометрии становится терапией.
Заменим вертикальную композицию, которая стала неэффективной на Шатёр. Посмотрите на картинки в моем коллаже: водопад, купол цирка, лучи солнца сквозь облака, цветок колокольчик и лампа под абажуром — разнородные сюжеты связаны в семантическую сеть: защищающее пространство, праздник, нисхождение силы.
Такой образ помогает понизить тревожность клиента (телу комфортно, границы мягкие), подчеркивает женскую харизму дуального типа без агрессивной сексуальности, показывает подлинное лидерство и «собирает» аудиторию (взгляд идёт к лицу-вершине). Поэтому это способ одновременно успокоить, вдохновить и дисциплинировать.
В одежде Шатёр реализуется как ниспадающая сглаженная пирамида из легких тканей с двумя симметричными акцентами сверху — заземлит, даст ощущение праздника после достигнутой цели и вдохновит стать харизматичным лидером, а не просто менеджером по должностной инструкции.
Вот еще несколько картинок с брюками, юбками, в разных цветах и стилях в композиции Шатёр:

Конусообразный луч света сквозь облака символизирует «божественное право» или вдохновение, а не человеческую иерархию-пирамиду. Здесь люди подчиняются не правилам, а личности-источнику сияния, который обнимает своим вниманием. Световые «шапки» над музыкантами подсознательно объявляют «центр власти» на сцене, но мягкая форма делает лидера близким, а не пугающим. Водопад и лучи одновременно текут вниз, символизируя благословение, излияние идей, распределение ресурсов света и влаги.
Купольные павильоны используют для форумов и выставок, где нужно соединить статус («мы важны») и гостеприимство («всем место под куполом»). Цирковой шатёр ассоциируется с мастерами-артистами, жрецами праздника. Здесь власть принадлежит знанию и умению создавать смысл. На вершине в этой композиции двое, видимо король и королева, два партнера = решения находятся в балансе и диалоге, что инстинктивно кажется более справедливым.
Более того эта композиция работает как живая, самообновляющаяся система. Полосы на платье и лучи софитов задают обратную вертикаль: энергия благодарных зрителей стремится к вершине, заряжая носителя уверенностью. Получив заряд и удвоив его талантом, энергия сверху возвращается в основание и опять поднимается – замкнутый цикл «вдох-выдох».
А в какой композиции живете вы?

